Конференция «Противообледенительная обработка ВС в сезоне 2024/2025. Отечественные этиленгликолевые противообледенительные жидкости»
05 июня 2025 года в Москве состоялась Конференция «Противообледенительная обработка ВС в сезоне 2025/2026. Отечественные этиленгликолевые противообледенительные жидкости».
Компания «Авиафлюид Интернешнл» представила материалы на тему: «Отечественные этиленгликолевые противообледенительные жидкости: стратегический выбор для обеспечения безопасности полётов и технологической независимости».
Защита самолетов от наземного обледенения исключительно важна для обеспечения безопасности и регулярности коммерческих полетов в осенне-зимний период, когда все эксплуатируемые самолеты должны соответствовать требованиям «Концепции чистого воздушного судна», запрещающей предпринимать попытку взлета, если на критических поверхностях самолета присутствует лед, снег, слякоть или ледяной налет.
В условиях наземного обледенения предпочтительны жидкостные методы защиты самолетов. Применение противообледенительных жидкостей (ПОЖ), обеспечивает не только удаление снежно-ледяных отложений, но и защиту от их образования на ограниченное время (время защитного действия, Holdover Time) на поверхностях самолета.
При низких температурах окружающего воздуха применение ПОЖ ограничивается температурным пределом применения (Тпп, LOUT). Этот предел определяется с учетом температуры замерзания жидкости и ее водных растворов, а также температурного запаса: минус 10 °С для всех ПОЖ типа I и минус 7 °С для всех ПОЖ типа II-IV. Также учитывается температурный предел аэродинамической пригодности, устанавливаемый для каждой конкретной жидкости, ниже которого применение ПОЖ недопустимо.
Таблицы времен защитного действия (Holdover Time) ПОЖ определяют период времени защиты от наземного обледенения, которое можно обоснованно ожидать при различных видах осадков, размерах их элементов, температурах окружающего воздуха, а также в зависимости от материалов элементов конструкции воздушных судов. Данные таблиц используют производители противообледенительных жидкостей, авиакомпании и предприятия, выполняющие противообледенительные обработки, при подготовке своих документов, регламентирующих организацию противообледенительной защиты самолетов и применение жидкостей.
Противообледенительные обработки могут выполняться в один или в два этапа в зависимости от различных факторов, основными из которых являются метеоусловия и время защитного действия применяемой ПОЖ. Двухэтапная обработка является наиболее надежным методом защиты самолета в условиях наземного обледенения. Жидкости типа I имеют Тпп ниже в сравнении с ПОЖ типа IV, но обладают меньшим временем защитного действия. Применение на втором этапе жидкостей типа IV, изготовленных на пропиленгликолевой или этиленгликолевой основах с добавлением загустителя и присадок, обеспечивает значительное время защитного действия.
В условиях российского климата использование противообледенительных жидкостей на основе этиленгликоля представляется наиболее предпочтительным по сравнению с жидкостями на основе пропиленгликоля.
Еще одним важным отличием ПОЖ на основе этиленгликоля является более продолжительное время защитного действия в сравнении с пропиленгликолевыми жидкостями в условиях, характерных для климата России.
Их преимущество в условиях ледяной крупы или мелкого града, а также в условиях смешения этих осадков со снегом, дождем или моросью, достигающее в 1,5 – 2 раза, проявляется уже при температурах выше 0 °С и до минус 5 °С, а при снижении температуры до минус 10 °С увеличивается в три раза. Это может иметь решающее значение для стабильного функционирования аэропортов, находящихся в климатических условиях частых переходов через нулевые температуры и значительных температурных колебаний с выпадением осадков, как, например, в центральных районах и на Урале, в Казани или Екатеринбурге.
Важно отметить, что при температурах минус 16 °С и ниже в условиях ледяной крупы или мелкого града умеренной интенсивности применение ПОЖ на основе пропиленгликоля становится невозможным, поскольку такие жидкости вообще не обеспечивают время защитного действия в данных условиях. Единственным способом защиты самолета является применение ПОЖ на этиленгликолевой основе.
В условиях снега при низких температурах значения времени защитного действия ПОЖ на этиленгликоле в разы превышают ВЗД пропиленгликолевых жидкостей, что актуально для климатических условий европейской части России, включая такие крупные узловые аэропорты, как Шереметьево, Домодедово и Пулково, где зимы зачастую сопровождаются обильными снегопадами и метелями. Например, при температурах от минус 14 °С до минус 18 °С при умеренной интенсивности снегопада большинство пропиленгликолевых ПОЖ обеспечивают ВЗД от 2 до 9 минут, против 25 – 50 минут этиленгликолевых ПОЖ. Противообледенительная защита при таких условиях двумя и более спецмашинами на самолётах с работающими двигателями составляет минимум 3-5 минут, и после обработки самолёт практически сразу должен взлетать. Таким образом, обеспечение безопасного взлёта при применении пропиленгликолевых ПОЖ становится невозможным в аэропортах с очень высокой интенсивностью воздушного движения, и как следствие длительным временем руления на взлёт после проведённой обработки, и в региональных аэропортах из-за отсутствия достаточных ресурсов.
Следует отметить, что в случаях, когда время защитного действия ПОЖ истекло, условия наземного обледенения продолжаются, а взлет не выполнен, необходимо произвести повторную противообледенительную обработку и снова выполнить удаление снежно-ледяных отложений и нанесение ПОЖ. Это приводит к дополнительным финансовым затратам и задержкам самолетовылетов.
В условиях снега умеренной интенсивности и температурах от минус 18 °С и ниже большинство пропиленгликолевых ПОЖ обеспечивают время защитного действия до трех минут, учитывая, что отсчет времени ведется с момента начала защитного этапа, этого недостаточно для безопасного взлета. Для дальневосточных аэропортов и воздушных гавань Сибири, таких как Новосибирск Толмачево или Хабаровск, единственным способом обеспечения безопасности и регулярности полетов является применение ПОЖ на основе этиленгликоля, обеспечивающего ВЗД в аналогичных условиях до 40 минут.
Еще одной важной характеристикой противообледенительных жидкостей на основе этиленгликоля является термическая стабильность, такие жидкости способны выдерживать большие колебания температур без значительного изменения своих свойств, что позволяет их транспортировать, хранить и использовать в сложных климатических условиях. Кроме того, применение жидкостей на основе этиленгликоля зачастую оказывается более экономически выгодным, так как они требуют меньшего расхода для обеспечения необходимого уровня защиты при аналогичных условиях. Это делает их предпочтительным выбором для многих авиакомпаний, эксплуатирующих самолеты в данных географических широтах.
Помимо технических и эксплуатационных преимуществ противообледенительных жидкостей на основе этиленгликоля по сравнению с аналогами на пропиленгликолевой основе, их применение также экономически оправдано. Этиленгликоль производится в России, где имеется надежная сырьевая база, позволяющая полностью удовлетворить внутренний спрос за счет собственных мощностей, что обеспечивает стабильность и доступность поставок. В то время как пропиленгликоль импортируется из-за рубежа, что не только влечет за собой увеличение себестоимости продукции, производимой на его основе, но и создает зависимость от импортных поставок, что в текущей геополитической обстановке является серьезным фактором риска.
При создании отечественных противообледенительных жидкостей особенное внимание было уделено экологическим аспектам. Таким образом, ПОЖ на основе этиленгликоля — «Авиафло ЕГ» типа I и «Авиафлайт ЕГ» типа IV — обеспечивают гармоничный экологический баланс благодаря наличию в своем составе биоразлагаемых присадок и сниженному уровню поверхностно-активных веществ. Более того, компания «Авиафлюид интернешнл» успешно реализует инновационный проект замкнутого цикла, который не только снижает негативное воздействие на экосистему, но и позволяет перерабатывать отходы ПОЖ в ценное сырье для повторного использования. Данный процесс охватывает стадии производства ПОЖ, сбор отходов, многоуровневую очистку и возврат очищенных материалов в производственный цикл смежных продуктов. Однако, совместное использование противообледенительных жидкостей на основе пропиленгликоля и этиленгликоля значительно усложняет процесс дальнейшей переработки, порой делая его совершенно невозможным. Применение этиленгликолевых жидкостей с последующей переработкой представляет собой устойчивое и эффективное решение, обеспечивающее безопасность полетов и минимизирующее воздействие на окружающую среду.
Таким образом, выбор противообледенительных жидкостей в зависимости от их основы имеет критическое значение для обеспечения безопасности и регулярности авиаперевозок в условиях наземного обледенения. В многообразии климата России, с температурными колебаниями и выпадением смешанных осадков в центральных и южных регионах, снегопадами при низких температурах и экстремально низких температурах на Дальнем востоке, северных регионах и Сибири, применение ПОЖ на основе этиленгликоля становится безальтернативным способом обеспечения безопасности и регулярности полетов в осенне-зимний сезон. Их применение не только эффективно, но и является экологически ответственным и экономически целесообразным решением. В долгосрочной перспективе, выбор в пользу отечественных этиленгликолевых противообледенительных жидкостей, производимых из российского сырья, является стратегически важным шагом, направленным на сокращение импортной зависимости, развитие внутреннего производства и укрепления технологического суверенитета России.
05 июня 2025