Конференция «Противообледенительная обработка ВС в сезоне 2024/2025. Этапы перехода на ПОЖ Российского производства в рамках импортозамещения. Ключевые особенности деайсинга в международных аэропортах РФ»
11 июля прошла Ежегодная Московская Авиационная Конференция, посвященной противообледенительной обработке воздушных судов (ВС) в сезоне 2024/2025 - важнейшему мероприятию в области безопасности полетов.
Вопросы противообледенительной защиты (ПОЗ) воздушных судов гражданской авиации относятся к одному из приоритетных направлений нашей работы.
При этом обязательные требования к номенклатуре и качеству применяемых противообледенительных жидкостей приобретают особую актуальность, что в условиях санкций требует консолидируемых решений как со стороны органов государственной власти - Росавиации, так и со стороны всех участников процесса: производителей ВС, производителей ПОЖ, ФГУП ГосНИИ ГА, испытательных лабораторий, операторов противообледенительной защиты, эксплуатантов ВС.
Следуя этому направлению, создается единая национальная система, которая позволит в первую очередь обеспечить обязательность требований и функционирование системы ПОЗ: от производителя ПОЖ до эксплуатанта ВС.
Введение в действие с 1 сентября 2024 г. Федеральных авиационных правил (ФАП-48) упорядочивает процедуру сертификации организаций, осуществляющих обработку противообледенительными жидкостями для противообледенительной защиты воздушных судов. В рамках данных ФАП установлены обязательные требования к видам работ, которые должен выполнять оператор ПОЗ. При этом процедура сертификации со стороны Росавиации имеет конкретный срок, что по нашему мнению снимает все административные барьеры и делает эту процедуру наиболее открытой.
Приказ Министерства транспорта РФ от 17 февраля 2023 г. № 48 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим заправку гражданских воздушных судов авиационными горюче-смазочными материалами и (или) обработку специальными жидкостями. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя, осуществляющих заправку гражданских ВС авиационными ГСМ и (или) обработку специальными жидкостями, Требованиям Федеральных авиаиционных правил».
Для упорядочения работ по оценке качества ПОЖ в соответствии с требованиями национальных документов и стандартов по защите самолетов от наземного обледенения разработаны и утверждены 12 марта 2024 г. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по порядку оценки противообледенительных жидкостей в целях определения возможности их применения на гражданских ВС.
Данный Порядок не противоречит международным документам, в т.ч. ICAO Doc 9640 «Руководство по противообледенительной защите воздушных судов на земле».
В соответствии с данным документом в оценке качества вновь разрабатываемых и уже применяемых противообледенительных жидкостей участвуют испытательные лаборатории, аккредитованные установленным порядком Росавиацией. По результатам испытаний, головной институт отрасли - ГосНИИ ГА готовит комплексное Заключение, на основании которого формируется «Перечень противообледенительных жидкостей для защиты от наземного обледенения самолетов ЕА».
В настоящее время в качестве испытательных лабораторий, аккредитованных Росавиацией на проведение испытаний ПОЖ, являются ГосНИИ ГА и испытательная лаборатория АНО «Научный центр авиационных лабораторных исследований» (Авиалаб).
Такой подход является наиболее приемлемым, открытым и реализуемым в сложных современных условиях, что в конечном итоге позволит обеспечить безопасность эксплуатации ВС.
Нет сомнения в том, что новейшие прорывные технологические разработки и решения в области применения ПОЖ Российского производства способны составить уверенную конкуренцию зарубежным аналогам.
Ежегодное проведение важного отраслевого мероприятия как Ежегодная Московская Авиационная Конференция позволяет определять дальнейший вектор развития гражданской авиации.
Фото: Юлия Лорис
11 июля 2024